Первые шлагбаумы
Первые упоминания о шлагбаумах стали появляться еще на Руси.
Во времена Русско-Польской войны, на дорогах, постах и проездах устанавливали так называемые "Рогатки" - устройства, сделанные из нагромождений веток и стволов деревьев. Так же подобные рогатки могли собираться из полупик, которые были на вооружении армии Руси.
Немец Айрман, бывавший на руси в годах 1666-1670, в своих описаниях города Москва отмечал наличие шлагбаумов на многих улочках города и на дорогах, подходящих к нему. Шлагбаумы перекрывали мосты через устроенные рвы и реки, закрывали проезды на многие улицы.
Конечно же шлагбаумы Руси не напоминали современные, ибо были рассчитаны на ограничение проезда для всадников,которым не составило бы труда перемахнуть на лошади балку, аналогичную современным стрелам шлагбаумов. Айрман так же писал об укрепленных железом шлагбаумах, и устроенных на подобие испанских "всадников".
Шлагбаумы на Руси существовали и до Петра I. Но назывались проще - рогатка.
Но при Петре I появились официальные шлагбаумы, уже названные в изданном указе именно этим именем: "Шлагбаум". В указе было написано: "При Санкт-Петербурге для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов сделать по концам улиц шлагбаумы"
Выделено из казны было 200 рублей для установки таких устройств.
Шлагбаумы закрывали к одиннадцати часам вечера и поднимали к рассвету.
В качестве Караульщиков были простые люди, и в случае не появления ответственного на своем месте, все бесчинства, учиненные на прилагающейся улице, ложились на него.
Так же шлагбаумы были средством пополнения казны. Их ставили на крупных дорогах для остановки проезжающих, и взымали сбор, шедший на ремонт и содержание дорог.
В наше время шлагбаумы широко используются для ограничения проезда на охраняемую территорию и для управления движения транспорта, и рогатками их уже назвать нельзя, так как время повлияло на эти устройства благоприятным образом.
Современные шлагбаумы уже не нуждаются в ручном опускании и поднятии. Они оборудованы автоматикой, позволяющей поднять или опустить стрелу с пульта управления - стационарного или дистанционного.
Что касается безопасности современных шлагбаумов - для избежания опускания стрелы, пока кто то или что то находится под ней, существуют различные приспособления, например фотоэлементы. Для индикации шлагбаумы теперь во время работы зажигают сигнальные лампы, предупреждающие о опускании или поднятии стрелы. На стрелы наносятся светоотражающие наклейки, или же стрела изготавливается со встроенными светодиодами.